Романтик страсти и печали

Портретное творчество К. П. Брюллова



Цели урока:

Приобщить учащихся к национально-значимым ценностям;

Дать представление о портретном творчестве К. П. Брюллова;

Продолжать работу над анализом художественных произведений, учить видеть существенные композиционные, колористические, содержательные особенности;

Формировать умение передавать свое отношение к произведениям искусства.

Оборудование:

Репродукции картин К. П. Брюллова; комплект заданий-тестов, листочки, проектор, слайды.

ПЛАН УРОКА

I. Экспозиция

Эпиграфы: литературный — А.С. Пушкин, музыкальный — М. И. Глинка

II. Опрос (фронтальный)

Задания: тест «Факты из жизни К. П. Брюллова», уровень репродуктивный.

III. Сообщение нового материала:

1. Сообщение темы и цели.

2. Тест-поиск: разделить портреты Брюллова на группы (автопортреты, ранние портреты, Самойлова, дворянская интеллигенция, парные портреты, поздние)

3. Рассматривание и попытка анализа картин:

«Автопортрет» 1848 г.,— диалог + «Сонатина» Бетховен

«Итальянский полдень» — коллективный анализ + Соната №8 Бетховен

«Всадница» , 1832 г., — экскурсовод (ученик)

«Самойлова», 1839 г., — диалог

«Портрет сестер Шишмаревых», 1839 г., — монолог учителя

«Портрет Кукольника», 1836 г., — коллективный анализ

«Портрет археолога М.Ланчи», 1851 г., — экскурсовод

IV. Закрепление.

Просмотр видеоряда под музыку (эпиграф)


V. Творческая работа

Поэтические иллюстрации к картинам Брюллова.


Начало урока

Опрос

Факты из жизни К. П. Брюллова




Вступление

Эпиграф на доске:
Брюллов – мечты своей и думы властелин.
Все образы ему доступны и покорны.
Все дышит, движется под кистью плодотворной.
А.С.Пушкин

При жизни его называли «великим Карлом». Он был гордостью и славой Академии Художеств, удостоившей его в годы учебы всеми академическими наградами.
В день окончания Академии Художеств он вынес из актового зала целую пригоршню медалей.

Для публики он – гений блестящий, капризный, самоуверенный, недосягаемый в своем мастерстве, образованности, светских знакомствах, любовных похождениях.




В 30-х годах 19 века романтизм в России проходит портретную стадию. ГТГ и ГРМ делят творчество Брюллова на две составляющие:

ГРМ – историческая живопись,
ГТГ– собрание портретов.



В портретах характеристика глубокая, индивидуальная.
Передача психологического состояния.
Портретируемые – представители дворянской интеллигенции.
Новая черта – рефлексия – осмысление и анализ собственного состояния и деятельности.
В творчестве Брюллова лежат истоки психологического портрета второй половины XIX в.


Тест - поиск

Рассматриваем репродукции портретов Брюллова, делим на группы.
На какие группы можем разделить?
(автопортреты, ранние портреты, Самойлова, дворянская интеллигенция, парные портреты, поздние)

Рассматривание и анализ картин

Эпиграф на доске:
Себя художник холодною рукою не напишет.
Нет людей, которые были бы неинтересны сами себе.
Все автопортреты бесконечно духовны.



«Автопортрет», 1848, 64х54 (верх – полуовал), ГТГ

1840 гг.
«Автопортрет», 1848.
Это вершина интимного портрета. Автопортрет был задуман Брюлловым в конце тяжелой болезни, которая на 7 месяцев уложила его в постель. В один из дней, когда ему стало немного лучше, погрузившись в свое неизменное глубокое кресло, которое стояло напротив трюмо, Брюллов несколько минут разглядывал собственное отражение. Затем попросил принести мольберт, кисти, краски и тут же набросал на куске картона очертания своего отражения. Работал не более получаса. Слабость заставила снова лечь в постель. Откинувшись на подушки и тяжело дыша, велел подготовить к следующему дню палитру «пожирнее». Наутро Брюллов приказал никого не пускать к себе. Накинув бархатную куртку и взяв приготовленную палитру, сел писать. Через 2 часа портрет был готов. Следы перенесенной болезни ясно читаются на изможденном лице, видны в напряженном взгляде глубоко ввалившихся глаз, чувствуются в каждом пальце руки, бессильно свисающей с вольтеровского кресла. Безукоризненно написанный, портрет артиста отличается теплотой колорита. Рыжеватые оттенки волос, глубокий красный тон кресла, полупрозрачные голубые тени на лице – все было приведено в единую цветовую гармонию. Образ, созданный художником, по своему значению был шире и глубже, нежели просто портретное изображение. Брюллов и здесь оставался верен себе. Он создал в автопортрете романтический образ «больного гения». Многие находили, что Брюллов стилизовал свой портрет под некую «средневековую манеру». Да и сам образ – его утонченный артистизм, характер овала лица с остроконечной рыжеватой бородкой, наконец, форма портрета, заключенного в полуовал, – все действительно отдаленно напоминало работы старых фламандцев. Главное в портрете – взгляд, взгляд творца. Он говорит: «Когда я не сочиняю и не рисую, я не живу».

Cравним его с другим автопортретом.

1820 гг.

В ярком луче света из полумрака выступает его лицо, обрамленное пышной массой русых волос.

Попробуйте определить его состояние.

Душевное состояние напряженное. Активное волевое начало и уверенность в себе: упрямый, энергичный подбородок, упругие завитки локонов, прямая сильная шея атлета и наклон корпуса к зрителю. Свой облик он приближает к некоему эстетическому и этическому идеалу. Он заботливо подчеркивает все то, что говорит об его физической красоте. Брюллов воссоздает на полотне свой образ под явным влиянием античных образов. Черты лица – разрез глаз, нос, губы, лоб, линия овала лица, характер массы пышных вьющихся волос – построены с возможно большей близостью к формам античных статуй..


Можно ли по портрету определить социальную сущность, время, когда он жил?

Нет ни одного аксессуара – это придает фигуре некоторую отвлеченность, идеальность.

Для чего он использует драматическую напряженность?

Для героизации.

1827-33 гг.

В чем здесь особенность интерпретации?

Совершенная физическая красота в духе античности. Душевное состояние: душевные силы в трагическом напряжении. Это художник-свидетель исторической трагедии. Пессимистические мысли о губительности тех обстоятельств, в которые волей судьбы повергнут человек. Таким образом, через весь рассматриваемый период в портретах проходит тема утверждения красоты эмоционального, творчески одаренного, волевого, сильного духом и порывистого человека, волнуемого тревожными мечтами, устремленного вперед, вдаль.

Таким образом, через весь рассматриваемый период в портретах проходит тема утверждения красоты эмоционального, творчески одаренного, волевого, сильного духом и порывистого человека, волнуемого тревожными мечтами, устремленного вперед, вдаль.

Вспомним немного фактов из жизни К.П. Брюллова:

Художник родился 23 декабря 1799 года. В его семье все были художниками. И прадед, и дед, и отец, и братья Карла Брюллова связаны с искусством. Эта традиция в семье Брюлло передавалась из поколения в поколение. Прадед художника, Георг Брюлло, приехал в Россию в 1733 году и поступил лепщиком на императорский фарфоровый завод. Свое умение он передал сыну Ивану, который уже именовался скульптором, и внуку Павлу, отцу Карла. Павел Иванович был академиком, преподавателем Академии Художеств. Природа не наделила мальчика богатырским здоровьем. Болезненный и тщедушный, большую часть времени он проводил лежа в постели. В семействе Брюлло царила атмосфера деятельности. Дети всегда были заняты. Павел Иванович готовил их в Академию Художеств. Сыновей он хотел видеть профессиональными художниками. «Ни одного дня без работы» – это правило неуклонно выполнялось в доме Брюлло. Болея и лежа в постели, пятилетний Карл должен был ежедневно выводить на доске заданное число фигурок людей и лошадей. Только когда урок был выполнен, ему давали завтрак. В десятилетнем возрасте он был принят в Академию Художеств, здесь ему предстояло провести двенадцать лет: шесть лет в Воспитательном училище и шесть в Академии Художеств.


Необычайная одаренность и поразительное трудолюбие выделяли Брюллова из среды воспитанников.

1819 г.
Лучшей работой, созданной в академические годы, была картина «Нарцисс» 1819, ГРМ

Сюжет – античный: предлог для анатомического этюда (пластически совершенная фигура создана на основе изучения классических образов античной культуры). Нарушение академических правил – фоном должен быть классический условный пейзаж, а у Брюллова – пейзаж реальный. Совет Академии Художеств осудил новаторство, в его работе усмотрели «предосудительную фантазию». Несмотря на блестящие успехи, братья Брюлло не оставляли занятий и по выходным. «Другие дети ходили из Академии домой повесничать, а мы дома работали более, чем в Академии». – вспоминал Карл.
1821 г.
Академия Художеств закончена с большой золотой медалью, аттестатом первой степени и шпагой, приравнивавшей ее носителя к дворянскому званию. Недостаточность денежных средств не позволила Академии Художеств отправить особо отличившихся в традиционную заграничную поездку. Но это сделало Общество поощрения художеств. Оно было создано по инициативе дворян-меценатов.
1822 г.
путешествие в Рим (на три года).

Что могло восхитить в Италии русского человека?

Предположительные ответы. Давайте разберемся.
Результаты работы: «Итальянское утро» – «Итальянский полдень», «Последний день Помпеи».

«Последний день Помпеи» – гимн отваге, самопожертвованию, любви.

ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ РОССИЯ


Владелец «Помпеи» А.Н.Демидов всеподданнейше поднес ее Николаю I.
Картину Установили в зале Академии Художеств.
Шумный, доселе невиданный триумф.

Лучшие умы России восхищены картиной: Баратынский, Кюхельбекер, Жуковский, Глинка, Лермонтов, Белинский, Герцен. Гоголь – статья.
Совет Академии Художеств – похвальный отзыв.
Брюллову хотели присвоить звание академика и предложить занять профессорскую кафедру в Академии Художеств, но это нарушение устава. Император Николай I – ложка дегтя в бочке меда: он отказался отступить от академического устава.
Он согласился наградить художника орденом святой Анны III степени.
Через полгода высочайшее соизволение последовало.

Что вызвало всеобщий восторг?

Уверенная смелость рисунка, драматизм, живость изображения человеческих чувств, cочность красок, противопоставление красоты человека слепой жестокости разрушения.

1823 г.
«Итальянское утро», 1823 год.

«Утро» было удачным дебютом. Здесь Брюллов вплотную подошел к решению проблемы реального воспроизведения среды, окружавшей его модель. Он выбрал для нее естественное освещение, что противоречило академическим канонам.
«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна», -- писал он Обществу поощрения художников.

В русской живописи это были первые шаги в поисках большей жизненной тонкости и выразительности. Общество предложило Брюллову написать картину, парную «Утру». Ей стал «Полдень».

1827 г.
«Итальянский полдень» 1827, х.м., 64х55, ГРМ.

О чем говорит название картины?

Расцвет жизни человека сопоставляется с временем дня, когда стоящее в зените солнце, кажется, никогда не зайдет за горизонт.
Героиня картины – простая итальянка, внешностью совсем не похожая на античные статуи, в течение долгого времени бывшие для искусства непререкаемым образцом совершенства. Она срывает гроздь винограда. Художник стремится передать тип национальной красоты.

Живописная проблема – передача освещения в естественном окружении.

«Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду». – писал Брюллов Обществу.
Сверкают, искрятся на солнце виноградные листья. Свет, прорываясь через листву, причудливо ложится на лицо, плечи, руки женщины, то ярко освещая их, то погружая в глубокую тень. Свет и тень словно спорят в картине, постоянно сталкиваются, наполняя полотно движением. Его итальянка пышет жизнью, здоровьем, радостью. Удивительная гармония образа девушки и напоенного лучами солнца виноградника усиливает впечатление реальности натуры. Он отошел от академических канонов и традиционных представлений о красоте.

Черты романтизма в портретах:

Интерес к внутреннему миру портретируемых.

Образы тяготеют к идеалу.

Ситуация тяготеет к идеальному бытию, всегда подчеркнуто праздничному.

Реалистический метод осложнялся элементами романтизма. Жадный интерес к человеку, вера в его творческую энергию, силу его чувств и интеллекта. В первые годы пребывания в Риме Брюллов пробует создать композиции в духе классицизма на мифологические и библейские темы. Так проходят годы. И лишь после 1829 года Брюллов находит истинное призвание – это портрет и жанровая живопись, а если и история, то в эпизодах реальных событий минувшего, а не созданных легендой и фантазией. И классицистские приемы постепенно в его творчестве вытесняются романтическими. А в лучших портретах он вплотную подходит к порогу реализма.

Портрет – главный жанр его творчества.

Их 120 – портретов первого итальянского периода живописи Брюллова.

Он никогда не заискивал перед «сильными мира сего», художник соглашался писать портрет лишь тогда, когда знатная «модель» чем-либо занимала его как живописца.

Как он рассказывает о своих героях?

В поэтической, приподнятой интонации, пытаясь увлечь зрителя собственным расположением к портретируемым.

Чем покоряют герои его портретов?

Красотой, напряженной интеллектуальной жизнью, но всегда полнотой жизненных сил, внутренним подъемом, творческой энергией и оптимизмом.
Трудно найти в галерее Брюлловских портретов изображение людей подавленных, погруженных в уныние, испытывающих страдание.

Какие виды портрета подвластны художнику?

Интимный

Парадный

Портрет - картина

Своего рода историческими стали интимные портреты.
С них смотрит на нас вся ушедшая эпоха,
в них живут мысли и чувства просвещенных людей николаевской эпохи.
Кукольник, Жуковский, Струговщиков, Крылов –
отмечены глубиной и многогранностью воплощения характера человека.
Главное содержание этих полотен – напряженная, трепетная,
противоречивая жизнь человеческого духа.

1836 г.
Портрет Н.В.Кукольника (1836, ГТГ)

Здесь специфическая сложность творческого метода художника выражена в полной мере.

Как изображен Кукольник?

Поколенно.
Композиция портрета при крайней своей простоте удивительно красива и богата. Среди всех изобразительных средств главное место принадлежит светотени и использована она виртуозно.

Чем занят центр полотна?

Склоненной головой поэта с бледным, освещенным лицом, оттененным густыми прядями черных волос.

А второе светлое пятно?

Это кисти рук, опирающихся на трость (оттенок позерства и самолюбования).
Одно из самых больших творческих достижений – мимика лица Кукольника. Фигура поэта дана единой обобщенной массой, пятном, где говорит, главным образом, силуэт.

Вглядитесь, как решен фон.

Фон решен удачно: несмотря на сдержанность, он богато разработан.
Мягкая игра света и тени создает объединяющую все предметы единую атмосферу сумерек; тем не менее, здесь можно различить и стену с отвалившейся штукатуркой, и клубящиеся облака в небе, и кусочек моря. В общей мягкой, приглушенной тональности фона негромко, но отчетливо звучат и серо-зеленая стена, и синева моря, и желтые краски заката.
Это образ романтического поэта, ищущего уединения на лоне природы.

Давайте рассмотрим лицо.

Лицо поэта характерно в своих чертах и выразительно в своей мимике. Художник правдиво отобразил многогранность и противоречивость натуры изображенного. Светом выделены большой выпуклый лоб, резко очерченные полные губы, большой, расширяющийся книзу мясистый нос. В рассеянном взгляде, не лишенном, несмотря на выражение задумчивости, оттенка лукавства и даже хитрости, чувствуется Кукольник – увлекательный и остроумный собеседник. Темное, наглухо застегнутое пальто, в руках цилиндр и трость. В портрете есть целый ряд условных, традиционных для интернационального романтического портрета первой половины XIX века приемов идеализирующей характеристики изображаемого человека (таинственная атмосфера, эффектное освещение, несколько театральная поза).

1851 г.
Портрет М.Ланчи, 1851, х.м., 61,8х49,5,ГТГ.

Микеланджело Ланчи, итальянский ученый, археолог и востоковед, давний знакомый Брюллова. Художник написал его портрет в Риме, в последний год своей жизни.

Как вы думаете, сколько лет Ланчи? Как показаны следы старости?

На полотне изображен старый человек в халате с меховой опушкой – в то время Ланчи уже исполнилось 72 года. Брюллов беспощадно точно анализирует все следы увядания, проявившиеся на лице портретируемого: поблекшую кожу, обтянувшую острые скулы, глубокие морщины, впалые щеки, большой костлявый нос, запавший рот.

Какую деталь лица выхватывает наш взгляд?

Это глаза, пытливые и внимательные, они горят молодым огнем.

Композиция построена так, будто ученый является собеседником зрителя. Каким образом это сделано?

Невольно кажется, что несколько мгновений назад Ланчи, высказав какую-то мысль, снял пенсне и, опустив руку, ждет ответа. Это чувство ожидания, переданное художником, наполняет образ Ланчи внутренним движением и напряженностью.

А роль цвета какова?

Красный цвет халата добавляет образу Ланчи еще больше энергичности. Сочетание чистых насыщенных тонов

Чем восхищается художник?

Деятельным интеллектом и жизненной силой, способными обновить дух человека.

Обратите внимание на мимику Ланчи.

Лицо кажется меняющимся на глазах зрителя под влиянием какой-то мысли или чувства, охватившего все его существо: левая бровь поднялась, губы сосредоточенно сжались, взгляд устремился в пространство. Здесь особенно отчетливо сказалась типичнейшая черта Брюллова-портретиста – умение раскрыть все характерные человеческие качества изображенного в едином душевном состоянии, при котором поза человека, мимика его лица как бы вызваны единым движением всего его внутреннего существа.

Свет и цвет?

Освещен прямым дневным светом – совершенно нет теней. Форма характеризуется только цветом.

1834 г.
Портрет Ю.П.Самойловой с воспитанницей и арапчонком., 1834 г.,
Музей Сан-Диего, Калифорния, США.

Какая основная тема портрета?

Изображение красивого, жизнерадостного человека.

Чем отличается от «Всадницы»?

Там была прелесть жизнерадостной юности, а здесь – обаяние совершенной, вполне расцветшей красоты.

Каков замысел портрета, отличается ли он глубиной?

Назначение портрета – украсить салон, идейное содержание соответствует этому – образ светской женщины, призванный свидетельствовать идеальное совершенство ее красоты.

Как писал этот портрет Брюллов?

Очень искренне и с подъемом. Он стремился превратить портрет в некое торжественное явление изображенного лица изумленным зрителям. Самойлова возвращается с бала или светского праздника. Быстрым, танцующим шагом идет она навстречу зрителю из глубины комнаты, из открытой двери, ведущей на террасу.

Кто сопровождает Юлию Павловну?

Джованина и маленький чернокожий слуга, подхватывающий небрежно скинутую гафиней шаль. Навстречу им со стороны зрителя бросается комнатная собачка.

Каким образом Брюллов передает апофеоз Самойловой?

через царственную грацию плавных движений;

великолепие темных волос, увенчанных диадемой, напоминающей корону;

восхищение окружающих;

богатство и пышность аксессуаров.

Какова особенность композиции?

Композиция строго центрична: главное действующее лицо – в центре, «второстепенные» персонажи расположены симметрично.

Благодаря чему строго центрическая композиция сохраняет впечатление естественности?

Благодаря единому ритму движения фигур.

1839 г.
Портрет Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. 1839, ГРМ (249х176).

Она уходит с маскарада, но на минуту задержалась на ступенях лестницы, нежно обняв свою воспитанницу. Царственная осанка, сияющий горделивый взгляд, черные локоны, спускающиеся на обнаженные плечи, – все являет собой торжествующее совершенство.

Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг.
Красавиц наших бледный круг в ее сиянье исчезает.


Эти стихи А.С.Пушкина невольно вспоминаются при взгляде на лицо Самойловой. Ю.П. царственно величава в пышной зрелости своей красоты. Карл пишет Юлию, пылкую, всегда истинную, всегда единственную.

Кажется, всю энергию своей кисти, весь талант и мастерство свое вложил Брюллов в изображение ее лица. Опишите его.

Оно излучает редкостное богатство чувств и силу женского темперамента: теплая, смуглая кожа, живой блеск глаз, тяжелые черные волосы.
Ей 37 лет. Из локонов вокруг головы создан своеобразный ореол.

Какую цель преследовал художник, изображая рядом прелестное юное существо?

Крупная, классически правильная рука ее лежит на худеньком плече девочки. Соседство этого прелестного юного существа не только не умаляет достоинств тридцатисемилетней графини, а подчеркивает зрелую, торжествующую красоту.

...Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
Кого в свой дом она манит,
Не записных ли волокит,
Не новичков ли миловидных?
Не утомлен ли слух людей
Молвой побед ее бесстыдных
И соблазнительных связей?
... Но как влекла к себе всесильно
Ее живая красота!
Чьи непорочные уста
Так улыбалися умильно?!
Какая бы Людмила ей,
Смирясь, лучей благочестивых
Своих лазоревых очей
И свежести ланит стыдливых
Не отдала бы сей же час
За яркий глянец черных глаз,
Облитых влагой сладострастной,
За пламя жаркое ланит?
Какая фее самовластной
Не уступила б из харит?

Е.Баратынский. «Бал»

Чем отличается этот портрет от обычных парадных изображений?

Глубокой содержательностью и психологизмом.

Что подчеркивает романтическую патетику образа?

Яркие звучные цветовые контрасты темно-синего бархата с горностаевым мехом и серебристым белым атласом. Огненно-красная бархатная драпировка, причудливо обвиваясь вокруг мраморной колонны, словно отделяет Самойлову от пестрой маскарадной толпы.

Столь сложного портрета-картины Брюллов еще не создавал. В нем все вызывает величие. А что именно?

Зал, мощные архитектурные формы, пространство, занавес, сложенный в крупные складки, и, наконец, сама Самойлова, ее статная фигура, ее нравственная мощь и сила духа.

Давайте обратимся к названию.

Она бросает вызов маскараду светской жизни, она идет против условностей света.





Валентин ПИКУЛЬ
Удаляющаяся с бала


В обстановке бедности, близкой к нищете, в Париже умирала бездетная и капризная старуха, жившая только воспоминаниями о том, что было и что умрет вместе с нею. Ни миланским, ни петербургским родичам, казалось, не было дела до одинокой женщины, когда-то промелькнувшей на русском небосклоне "как беззаконная комета в кругу расчисленных светил". В 1875 году ее закопали на кладбище Пер-Лашез, предав забвению. Но "Графиню Ю. П. Самойлову, удаляющуюся с бала...", помнили знатоки искусств, и она снова и снова воскресала во днях сверкающей молодости, оставаясь бессмертной на полотнах кисти Карла Брюллова. Казалось, она не умерла, а лишь удалилась с пышного "маскарада жизни", чтобы еще не раз возвращаться к нам из загадочных потемок былого. А; Н. Бенуа, тонкий ценитель живописи, писал, что отношения мастера к Самойловой достаточно известны, и, "вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели..."

1839 г.
Портрет сестер Шишмаревых, 1839, ГРМ.

Этот портрет относится к числу парадных, композиция которых построена на гармонии сильных и чистых цветовых пятен. Это дочери известного любителя театра и художеств Афанасия Шишмарева. Портрет Александры и Ольги построен в виде жанровой сцены. Это парный портрет.

Опишите его.

Одетые для верховой езды они быстро спускаются по мраморным ступеням лестницы, у конца которой арап с трудом сдерживает поданных для прогулки коней. У ног их стремительно проносится собака.

Каковы их движения?

Плавны и ритмичны.

Что можно сказать о костюмах?

Они изысканны.

Когда Брюллов согласился писать их портрет, то велел сшить им роскошные амазонки. Что было «Великому Карлу» до того, что смиренные петербуржские девицы Шишмаревы сроду не видели арапчат, не ездили верхом. Зато как написаны дымчатый бархат амазонок и прозрачная кисея развевающихся по воздуху шарфов.
Этот портрет обладает силой мгновенного пленения. Портрет не совсем обычен, это скорее картина: две изящные амазонки, сходящие по мраморным ступеням лестницы, представляются прекрасным видением художника, воспоминанием о далеком крае, возможно об Италии.
Громадное дерево на заднем плане с его могучей раскидистой листвой – оно как будто изнемогает от потоков раскаленного солнца. Переливы тонов в листве – от самых светлых на свету до коричневых в тени – резки и разнообразны, как бывает только под южным небом. А наряды сестер! Можно подумать, что они соперничают друг с другом изысканной яркостью своих туалетов, неожиданным сочетанием цветов – желтого, алого, синего и зеленого. Их амазонки сшиты из одинакового мягкого и теплого в переливах бархата и нежнейшего прозрачного шелка и одинаковы по покрою. Но в костюме одной не повторяется ни один из цветов, использованных в костюме другой. Только кружевные оторочки воротника и манжет традиционно белые. И вместе с тем у зрителя не возникает ощущение пестроты, потому что художник нашел связи и соотношения тонов. Через сияние света и солнца на полотне, через мажорные сочетания цветов он передает свое ликование от встречи с еще не расцветшей, только рождающейся красотой.

Экзотический замысел картины, по-видимому, целиком принадлежал художнику, портретируемые и заказчик едва ли имели к нему прямое отношение. Познакомившись с сестрами Шишмаревыми, художник не мог не оценить их прелести. Они были похожи и не похожи друг на друга. Старшая казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозной была вся ее повадка, все движения. Младшая представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали, писали красками, как все в доме были увлечены искусством, литературой.

Сестер Шишмаревых художник писал, как сцену из спектакля, перенеся действие из небольшой усадьбы под сереньким петербуржским небом в сверкающий, залитый ярким солнцем мир, превратив русского конюха в черного грума, смирных, хорошо выезженных лошадей – в бешенных арабских скакунов. В этом обрамлении скромная грация обыкновенных русских барышень оказалась необычайно выигрышной.

Сюжетная основа парадных портретов художника помогала ему глубже раскрыть образ, дать более полное представление об оригинале. Фон, на котором изображалась модель, зачастую использовался как дополнительная характеристика. Склад характера, богатство и широта души автора всегда накладывают особый отпечаток на творчество – портреты, созданные художником. Это одновременно в какой-то мере его автопортреты. Доброта, сердечность – часто оказываются залогом умения слышать и понимать духовный мир другого человека.

1832 г.
«Всадница» 1832, х.м., 291х206, ГТГ

На картине изображены люди, представлявшие частицу мира, который любил Карл Брюллов. Юлия Павловна, незаурядная натура, в глазах художника олицетворяла красоту, преображавшую все вокруг своим прикосновением. «Всадница» – это большой декоративный портрет для украшения парадного интерьера. Заказывая эту работу, Самойлова говорила: «Хочу весь кабинет свой украсить его чудесами».

Не только портретные задачи интересовали художника, он строил на полотне свой, отчасти идеальный мир.

Что главное в этом мире?

Чувство радости бытия, ощущение прелести детства, счастья юности, которые переполняли Брюллова и которыми он наделил своих героинь.
Они изображены с такой силой лирических чувств, что ситуация, быть может, повседневная, предстает поэтически преображенной. Картина пронизана бурным движением, наполнена феерией красок.


Портрет предстает перед зрителем как богатое, увлекающее разнообразием своих деталей зрелище:

эффект смелой верховой езды;

чудесный вороной скакун;

тенистая перспектива густого парка;

затейливая архитектура богатой виллы;

сияние металла, шуршание шелка, трепет легких, прозрачных теней.

Картина зрелищна и эффектна.

Обратите внимание на маленькую девочку. С каким чувством смотрит она на всадницу?

С явным восхищением и невольной завистью.

А какова реакция собак?

Одна, опасливо отскочив от копыт, готовится с шумным лаем продолжить прогулку. Другая – степенная и мудрая левретка – как бы предостерегает девочку от опасного соседства с рвущимся вперед конем.

Важное завоевание романтизма – обращение к внутреннему миру ребенка.

1840 г.
Портрет А.Н.Струговщикова, 1840, х.м., 80х66, ГТГ.

Писатель Александр Николаевич Струговщиков принадлежал к числу близких друзей Брюллова.
Позе, общему композиционному решению, жесту – всему найдено индивидуальное выражение.

Какое состояние изображенного хотел раскрыть художник?

Состояние душевной усталости, внутренней надломленности.

А как ему удалось это сделать?

Струговщиков откинулся на спинку глубокого кресла, лицо его задумчиво, взгляд рассеян и печален, устремлен мимо зрителя, нервные, узловатые пальцы рук, свешивающихся с подлокотников кресла в несколько напряженном положении. Раскрытый томик стихов, от которого «оторвался» Струговщиков и погрузился в размышления.

Но мы не можем сказать, что это пассивный, бездеятельный человек. Почему?

Теплые тона его лица, общая горячая красно-золотистая цветовая гамма, звучные, полные энергии сочетания красного, черного, белого и темно-коричневого и, наконец, сама энергия сильного, уверенного движения кисти, накладывающей краску на холст – все это наполняет образ жизненной энергией.

Брюллов раскрывает типические черты своего современника.
С огромным мастерством передает художник индивидуальные черты Струговщикова: большие темные глаза, полные губы, раздвоенный подбородок, чисто выбритый.
В жизни портретируемый был деятельным человеком, позировал с трудом, тем не менее, портрет удался.

1839 г.
Портрет И.А.Крылова, 1839, ГТГ.

Брюллов усадил Крылова в кресло, набросал на холст контур и тут же сделал подмалевок: написал голову, одежду, фон. Лишь на месте руки остался незакрашенный холст. Художник был доволен, и, когда тяжело привстав с кресла, Крылов собрался уходить, он просил его прийти еще раз для окончания работы. Иван Андреевич, поднимая воротник шинели, лукаво улыбнулся: «А ведь вы, любезный Карл Павлович, портрет этот, приди я или не приди, никогда не окончите». И оказался прав.

Тучная фигура Крылова в топорщащемся сюртуке (карманы его были набиты бумажными лоскутками, на которых он записывал свои басни), крупная голова, волнистые седые волосы, умный взгляд из-под мохнатых бровей – все схвачено метко. Владимирская ленточка и аннинский крест даны незаметно.

Еще раз повторим слова Пушкина
Брюллов – мечты своей и думы властелин.
Все образы ему доступны и покорны.
Все дышит, движется под кистью плодотворной.
А.С.Пушкин

Главное содержание портретов Брюллова – напряженная, трепетная, противоречивая жизнь человеческого духа.

Закрепление
Просмотр видеоряда под музыку.

 

Творческая работа
Поэтические иллюстрации к картинам Брюллова.



«Последний день Помпеи»

Когда горящая лавина надвигается,
В миг для Помпеи роковой,
Земля, как маятник, качается,
И день становится Судьбой.
Не убежишь, не остановишься,
И день, и ночь слились в одно,
От страшной смерти не укроешься,
Спасти любимых не дано.
Везувий гневно извергается,
Ветра становятся сильней,
Помпеи в вечность погружается,
С собою унося людей.

Биктуганова Алена



О, ужас! Лава! Вспышки света!
И суета! И бег людей!
Наполнен страхом город этот
Последний день живет Помпей!
И все погребено золою
Кровь, крики, стоны и мольба...
Так видно небом суждено им,
Такая, видно, их Судьба.

Валиева Ирина



Последние минуты проживая,
Они молили Бога, погибая,
Чтоб он им жизни даровал,
Но Бог мольбам их не внимал...
И их покрывали клубы дыма,
Была их боль невыносимой,
Они кричали и стонали,
Своих родных на помощь звали.
Но их Судьба была жестока:
Погибли все они до срока...
Но был художник очень смел
И их в веках запечатлел.

Кропанева Оксана





«Портрет Ю. П. Самойловой удаляющейся с бала»

Устав от шума, танцев, бала,
От общества, наверное, чуть-чуть,
Она с воспитанницей покидает залы,
Решив немного отдохнуть.
Глаза Самойловой куда-то смотрят вдаль
И Амацилию уставшую ей жаль.
Обняв одной рукой ее за плечи,
Они уходят в этот шумной вечер.
Наряды их красивы и изящны
И на руке — браслет блестящий.
И вьется локон на плече игриво...
«Портрет Самойловой» хорош на диво!

Шульгина Ирина





«Портрет сестер Шишмаревых»

Две нимфы, грациозны и нежны,
И каждый волосок у них уложен.
Ясны их очи, пламенно черны.
Но радость мимолетная, быть может...
Она, как ветер, раннею весной:
Мелькнет и скроется, и счастья нету...
Но вскоре с еще большей красотой
Появится в глазах, подобно свету.

Вершинина Таисия





«Бахчисарайский фонтан»

О, человек - венец творенья!
Здесь дев прекрасные фигуры расцветают,
О счастье неземном они мечтают,
Окутанные чарами забвенья.
И на устах лишь слово «Райский»
Шедевр созданья мастеров
В пределах мраморных оков
Шумит фонтан Бахчисарайский.

Поторочина Анна





«Всадница»

Она красива и вольна,
Обворожительна, стройна,
И смотрит удивленно вдаль,
В глазах ее видна печаль.
Она прекрасна и горда,
Ее уверенность тверда,
Что лучше всадницы не сыщешь!
Сестренка в восхищенье вышла...
Царит идиллия в картине!
Мне не забыть ее отныне.

Сафина Аэлита





«Турчанка»

Ах, как талантлив был художник,
Создав такое полотно!
А без таланта невозможно
Творить на свете ничего.
Пусть грустен лик его турчанки,
Но это даже ей к лицу.
0на, подобная русалке,
Всю жизнь обязана творцу.

Кашин Иван





«Портрет Е.Мюссара и Э.Мюссар»

Ах, как же счастливы они — Мюссары эти!
Проводят вместе ночи, дни —
Зимой и летом!
Прогулки конные вдвоем —
Какое чудо! Дивиться мы не устаем
И долго будем Той амазонкою отважной
Любоваться!
Ее глаза сияют влажно -
Не оторваться:
А коль, танцует, точно заводной,
Он весь - движенье!
Муж восторгается женой
И в восхищенье
Он бережет ее покой,
Но чуть встревожен,
Его душа полна любви...

Жвакина Анна