Искусствоведческие чтения 28 апреля 2002 года.
На такую форму отчетности, как краеведческие чтения, мы вышли в самом начале существования эстетического отделения, в 2001 году. В том году у нас было всего две группы: подготовительный и первый классы. Мы с А.В. Чухаревой, будучи классными руководителями и ведущими педагогами отделения, взялись курировать эти работы.

Ребята выбрали темы, связанные с историей города, его природой, архитектурным обликом, и, главное, интересными людьми.

Убедить руководство школы, что это труд, и его надо оплачивать, мы не сумели. Но согласитесь, ведь это индивидуальная работа, такая же, как и занятия музыкой? Требовалось практическое доказательство этого вида деятельности. Мы с Анжеликой Витальевной стали руководителями сорока проектов.

Встречаться с учениками приходилось в свободное от уроков время, в выходные. Мы решили, чтобы отстоять эту идею, надо привлечь как можно больше людей объективных: краеведов, историков, литераторов, а защиту проводить открытую, в городском краеведческом музее. Вперед мы шли смело, независимо, отбросив комплексы, так как надо было сохранить отделение. Педагоги музыкального отделения относились к эстетическому отделению скептически. Было немыслимо трудно: отсутствие опыта, поддержки, перегрузка. Но мы справились!!

Учителя школ, приглашенные в жюри, высоко оценили нашу работу, научные сотрудники музея приветствовали наше начинание, поддержали нас и родители. Эта форма отчетности была утверждена директором, но оплата нам не назначалась, пока на краеведческие чтения не приехали представители областного Дворца молодежи (Вопилова О.В. и Каллистратова Э.А.). Их оценка была высокой.

С годами приходил опыт: после обязательной предзащиты выбирается несколько (5-6) самых удачных проектов и выносится на открытую защиту, выступления готовятся (текст защиты, презентация, рецензия), приглашаются представители прессы, появляется статья в местной газете, о нас знают в городе.

Несколько раз мы отправляли проекты на областные краеведческие форумы и на всероссийские конкурсы.
В 2010 году состоялись 10-е, юбилейные краеведческие чтения.

Постепенно пришло понимание, что краеведение - это прекрасно, но не хватает тем по искусству. С 2005 года ведут счет наши искусствоведческие чтение, в 2012 году - уже восьмые. Они приобщают учеников к изучению мировой художественной культуры.

В данный момент у нас сложилась такая форма отчетности:

2 класс — краеведческий этюд

3 класс — искусствоведческий этюд

4 класс — реферирование

5 класс — учебно-исследовательский проект


Основные принципы:

Добровольность

Доступность

Посильность

Личная заинтересованность

Мы стараемся выбрать для каждого ученика индивидуальный образовательный маршрут с учетом его интересов и способностей, чтобы объединить основное и дополнительное образование, так как это условие развития Личности.

Мы делаем все возможное для формирования успешности наших детей: самопознание, самосовершенствование, самореализация. Эта задача стоит не только перед нашим отделением, школой, но и перед обществом в целом.

К проведению чтений мы готовимся основательно: место, время и жюри определяются задолго до мероприятия. Обычно чтения проходят в мае. То, что ученики выступают в городском краеведческом музее — уже событие для них. Другая обстановка, зрители (родители и ученики отделения, преподаватели), презентация — все это вдохновляет и повышает самооценку детей.

Жюри, как правило, независимое: приглашены учителя школ, представители прессы, научные сотрудники музея, работники других учреждений дополнительного образования.

Учитывая то, что в ДШИ есть инструментальное отделение, мы включаем в сценарий музыкальные номера (флейта, аккордеон, гитара, вокал). Выстраиваем логически порядок выступлений, а пока жюри подводит итоги, участники чтений и зрители знакомятся с экспозицией музея. Обычно на открытую защиту выносится 5-6 выступлений, мы укладываемся в 2 часа. Награждаются участники грамотами и благодарственными письмами руководства школы.
Остальные ученики защищают работы на уровне отделения или класса и получают итоговую отметку.