Ансамбль Кижи - музей под открытым небом.

Урок для второго класса ДШИ.




Цель урока:

Знакомство с уникальным уголком русской земли - музеем Кижи.

Задачи:

Глубже проникнуть в мир традиционной русской культуры;

Оценить достоинства собранных и экспонирующихся памятников;

Пережить счастье прикосновения к истории и таланту народа..

Художественное оформление урока:

Презентация "Кижи", альбом "Кижи", видеофильм, проектор, видеомагнитофон, мультимедиа-экран, шаблоны, карты-схемы музея "Кижи" (раздаточный материал)

Музыкальное оформление урока:

Музыка С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова

Поэтическое оформление урока:

стихи Ю. Адрианова, М. Матусовского

Драматургия урока







Эпиграф

Здесь берега во тьме раскинув,
Спит озеро, глаза смежив.
Напевною загадкой линий,
как чудо светлое России,
В Онеге плавают Кижи.

Ю. Адрианов
ход урока

ВИДЕОРЯД:

Музей-заповедник "Кижи" на фоне музыки для усиления эмоционального восприятия:

дом Ошевнева



дом Яковлева



амбар



баня



мельница



Кижский архитектурный ансамбль





Задание:

Выразите впечатления одним словом:

КРАСОТА

ПРЕЛЕСТЬ

СКАЗКА

ВОСТОРГ

ЧУДО

А теперь одним предложением:

Все просто и величаво.

Мастера вложили в постройку свою душу.

Хочу увидеть все своими глазами.





Что объединяет все эти постройки?

Дерево. Это та плоть, из которой рождались и дом, и храм.


Действительно, мастер и материал (дерево) взаимно влияли друг на друг. Каким образом?

Мастер давал дереву новую жизнь, а дерево "обучало" его слушать голос природы: пропорции ствола и кроны, ритм, растительную силу движения от земли к небу


объявляется цель урока:

Ансамбль Кижи - музей под открытым небом.






Задание:
Дать в конце урока поэтическую формулировку темы.

разработка:

Сообщение учителя о том, откуда произошло название "Кижи"

Название острова Кижи имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения. Первый производит название Кижи от карельского слова «кижат» - «игрища». Возможно, в древности на острове находи­лось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые обрядовыми песнями и плясками. Второе, более простое объяснение, связано с карельским «кииджи» -«водный мох». Такой мох в округе растет только на болоте в центральной части острова Кижи и, в прошлом, широко использовался местными крестьянами для утепления срубных построек.


История создания музея-заповедника

постановление о том, что Кижи - государственный заповедник
заложен музей
первые реставрационные работы под руководством А. В. Ополовникова




вводятся основные понятия урока

МУЗЕЙ (греч.) - храм муз

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК (место, где оберегаются культурные ценности)

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (соединение материальной и духовной культуры народа)





кульминация:

заочная прогулка по кижскому погосту


Вводится понятие ПОГОСТ — административно-территориальный округ. Более узкое понятие - это кладбище, с расположенными при нем церквями - летней и зимней.



В XVI веке Кижский погост включал в себя 130 деревень.

Остановимся у знаменитой Преображенской церкви.
/Слайд/

Это главное сооружение ансамбля, вершина русской деревянной архитектуры. Дата освящения - 1714 год. Сохранилась легенда, согласно которой эту церковь построил один-единственный мастер. Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше на берег озера, и оттуда долго смотрел на творение своих рук. А потом размахнулся и бросил топор в воду, сказав при этом: "Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет, и не будет такой"
Послушайте стихотворение М. Матусовского и ответьте на ряд вопросов по особенностям постройки.

М. Матусовский.

Кижская легенда

Не за года, а за сутки, поди же,
В белую ночь, не уснув до утра,
Выбрав пригорок на острове Кижи,
Не выпускал он из рук топора.

Был его замысел смел и просторен
Да и сноровка была неплоха
Сосны смолистые брал он под корень
А из осин выгибал лемеха

Издалека различимое всюду,
В северном мраке враз засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие вверх купола...
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку».
Знал он, какая ждала их судьба, -
Мастер, закончив свою работенку,
Пот отирал тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
«Церковь - промолвил он, - выстроил Нестор.
Не было, нет и не будет такой»





Что в этой церкви самое запоминающееся?

Множество куполов. Действительно, И.Э. Грабарь назвал эту церковь "несравненной сказкой куполов"


Какая самая важная мысль этой легенды?

Уникальность созданного храма.


Вспоминается легенда о соборе Василия Блаженного, положенная в основу поэмы Д. Кедрина «Зодчие». Мысль та же - талантливые безымянные архитекторы создают неповторимые произведения.

Какие архитектурные термины использовал автор?

Главы - купола

Лемех - деревянная черепица (осина)

бочонок - килевидная в разрезе кровля


словарная работа

Глава, лемех, бочонок, двадцатистенок, восьмерик, четверик, прируб, повал, шатер

глава

наружная часть купола.
лемех

тёсаная дощечка для покрытия глав
бочонок

крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон
двадцатистенок

восьмерик с четырьмя прирубами – более низкими частями здания.


восьмерик

восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.


четверик

четырёхугольное в плане сооружение или часть сооружения
прируб

Небольшая деревянная пристройка, конструктивно связанная с более крупной частью здания.
Повал

в русской деревянной архитектуре расширенная верхняя часть сруба, служащая основанием шатровых и скатных крыш и защищающая стены от дождя.
шатер

завершение построек (главным образом центрических) в форме высокой 4-гранной или многогранной пирамиды.




ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Преображенская церковь 1714 г. (летняя)

Высота - 37 метров

22 купола

Форма - пирамида

Купола покрыты лемехом (материал - осина)

Почему из осины?


Дерево пластичное (легко придать необходимый изгиб)

От влаги разбухает (не пропускает воду)

Тонко реагирует на освещение(то серебрится и сияет, то приобретает матовый и стальной оттенок)


Материал для срубов - сосна

Почему сосна?

Дерево смолистое и мелкослойное


План: в основании традиционный "двадцатистенок", т.е восьмерик с четырьмя прирубами, примыкающими к его четырем взаимно противоположным граням.



Какие определения можно применить к этой церкви?

Нарядная, пышная, красивая.



Архитектура - искусство специфическое. Каждое сооружение не только должно радовать глаз и выражать некий художественный идеал, но и быть прочным инженерным сооруженияем. Преображенская церковь - выдающееся произведение. Оказывается, весь каскад глав и бочек, располагающихся ступенчато, в 5 ярусов, является остроумной и безукоризненной системой защиты от влаги.

Давайте проследим движение потоков воды во время дождя.

С верхних главок на нижние, С них - на бочки, в бочек на полицы (нижние свесы кровли), а полицы сбрасывают дождевые струи за стены храма.

Внутри церкви - дополнительная подстраховка - над потолком двойная кровля, проложенная берестой.



Соблюдена ли триединая формула Витрувия?

Да:

польза - выражение художественного идеала

прочность - стоять долго (300 лет)

красота - радовать глаз




Какие архитектурные принципы здесь объединены?

Центричность, высотность, всефасадность.
а еще - логика, артистическая импровизация, классические пропорции. Несомненно, Преображенская церковь - архитектурная доминанта Кижского погоста, но рядом с ней не менее оригинальная

(ЗАПИСЬ) Покровская церковь 1764 г. (зимняя)

/Слайд/




Зимние церкви - меньше, проще, но использовались на Севере они дольше - с октября по май.

Тип церкви - восьмерик на четверике.

9 глав - букет глав: 8 малых по углам восьмерика, 1 - в центре большая, а все вместе образуют ажурную корону. Каждая глава поставлена на небольшой восьмерик, и вместе они достигают одного уровня с третьим ярусом глав преображенской церкви.

Декоративный пояс из резных треугольных фронтонов вносит ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности.

покровская церковь слегка расширяется кверху. Это расширение - в верхней части восьмерика - в форме повала - это верхняя расширяющаяся часть сруба. Благодаря повалу кровля выводится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви.

Когда смотришь на это творение рук человеческих, хочется говорить стихами:

М. Матусовский.

И любили уж, так любили, -
Ставь хоть церковь, хоть просто клеть.
И рубили уж, так рубили, -
Любо-дорого посмотреть.

То покроют узором сенцы
То развесят вдоль зимних рам
Деревянные полотенца
с тонким кружевом по краям

То резьбою чело украсят,
То пройдут топором с боков, -
От причелин и до балясин,
От наличников до коньков.

То ли аисты над болотом,
То ли мельницы бьют крылом.
Пахнет стружкою, пахнет потом,
Пахнет мельницким ремеслом.

Эти строки М. Матусовского - настоящий гимн русским умельцам.




(ЗАПИСЬ) Колокольня 1874 г.

/Слайд/








— восьмерик

— четверик


шатровый «звон»


ограда— бревенчатая, рубленая, окружает обе церкви, колокольню и кладбище. Низкая, длинная полоса ограды создает контраст с вертикалями церквей и колокольни.







Кижский ансамбль триедин. Число 3, излюбленное в русских былинах и сказках, материализовалось в архитектуре. Дополняют друг друга, сливаются в стройное трио разные, непохожие одна на другую архитектурные мелодии. Одна -доминирующая, вторая и третья вторят, варьируют главный мотив. Третья - колокольня - самая простая мелодия Кижского трио.

Наша экскурсия по Кижскому погосту закончилась. Вы убедились, что зодчие умело выбрали место для построек. Расположенный возде воды ансамбль Кижей сочетает величие и простоту, пленяет гармоническим единством своих форм, органически связан с природой.

А когда мы бросаем прощальный взгляд на Кижские постройки, то поражает красота бревенчатого сруба: естественная текстура золотистого дерева, живого, трепетно вобравшего в себя тепло человеческих рук и неяркого северного солнца.

Целое и частности, ажур и монолит, горизонталь и вертикаль, земля, вода и небо — на таких контрастах и единствах возник ансамбль Кижского погоста.

Здесь, в этих краях чудесным образом слилось многое: красота природы, совершенные архитектурные произведения, творения человеческих рук, и то особое ощущение «ветра истории», которое всегда присуще местам издавно обжитым и ухоженным поколениями людей.

Культура народа — те корни, без которых невозможно развитие общества и сегодня, и в будущем. Здесь уместно привести слова А. И. Герцена:
«Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед...»






Прежде чем выбрать формулировку темы, предлагаю посмотреть видеосюжет «Кижи» (3 минуты)

Предложенные варианты (выбираем лучшее):

деревянная сказка

сказка куполов

онежское чудо

остров сокровищ

дивный ансамбль



задание
написать поэтическую миниатюру от заданной строчки

«Как праздничная песнь, ансамбль звучит...»




Как праздничная песнь, ансамбль звучит
Приносит в душу мир и вдохновенье.
А память сохранит церквей чудесный вид
Как будто в сказке побывал я на мгновение

Злобин Женя, 12 лет


Как праздничная песнь, ансамбль звучит
Хрустальным звоном отражаясь в водах,
Хвалебным гимном о мирских свободах.
Кижей божественный мы лицезреем лик

Якимова Лена, 13 лет


Как праздничная песнь, ансамбль звучит
В Онегу смотрится, любуется собой.
А отражение - великолепный вид!
В нем удивленье, восхищенье и любовь!

Мезенцева Лина, 11 лет


Как праздничная песнь, ансамбль звучит
Торжественным аккордом - церкви в небо!
Их силуэты в белой северной ночи
Мне будут сниться, хотя я там не был.

Савин Дима, 12 лет