Музееведение



Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего.

В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХ веке мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Для изучения всех этих сторон деятельности музея мы ввели предмет «Музееведение».

Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина, изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное – и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности. Определение музееведения, его предмета, объекта, структуры дисциплины обусловлены традициями национальных школ музееведения, степенью развития музейного дела и уровнем интегрированности музея в жизнь общества. Споры и проблемы при решении этих проблем определяются тем, что музееведение – дисциплина молодая. Хотя музей как социальный феномен имеет древнюю историю, но теоретическое осмысление музеев и их деятельности – явление достаточно позднее. Мы выделяем теорию и историю музейного дела, музеографию, методику музейного дела, музейное источниковедение, музейную педагогику, музейную информатику, музейную социологию. Анализ практической и теоретической деятельности опыта работы музейных педагогов позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие методы:



• создания игровых ситуаций;

• практического манипулирования с предметами;

• использования ассоциативных связей;

• театрализации;

• самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Ведущим методом в работе с детьми младшего школьного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры еще более развиваются память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь ребенка.

Я реализую эти методы в разнообразных формах работы с учащимися: викторинах и кроссвордах, шарадах и ребусах, творческих заданиях, выполняемых как в школе, так и на музейных экспозициях.

В качестве наглядного примера мы используем музеи города Красноуфимска, а так же наш школьный музей