Развитие профессиональных компетенций



В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования говорится: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций обучаемых в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». Профессиональные компетенции — это готовность и способность работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы. Для конкретной специальности и направления подготовки определяется свой набор ведущих компетенций, который в совокупности отражает необходимый профиль компетентности специалиста. Специалист, овладевший профессиональными знаниями, считается компетентным преподавателем. Он способен не только проектировать свою деятельность, но и управлять педагогическим процессом.

Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его горизонтальной компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:

Умение экстериорезировать понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, изучение личности с целью определения уровня ее подготовленности к активному учению и проектирование его развития на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач.

Умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса.

Умение педагогически действовать предполагает вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, создающего среду развития ребенка из объекта в субъект познавательно-умеющей деятельности. Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий.

Умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

исследовательская деятельность;
освоение новых педагогических технологий;
различные формы педагогической поддержки;
активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
работа в методических объединениях, творческих группах;
обобщение собственного педагогического опыта;
использование ИКТ.

Итак, какого преподавателя мы можем назвать профессионально компетентным?




Сформированность профессиональной компетенции

Педагог имеет теоретические представления о постулатах современного педагогического мировоззрения.





Мотивационно-ценностный компонент

Педагог владеет соответствующей терминологией: способы освоения учебного материала, включенность детей в учебный процесс, успешность детей в обучении. Действует на основе постулатов современного педагогического мировоззрения и осознает исходную проблему практики образования, имеет концептуальные представления о структурировании содержания учебных предметов, знает методики организации деятельности учащихся на занятии, способы структурирования содержания учебных предметов для работы в выбранной технологии.





Методический компонент

Владение способами проектирования дидактического материала для работы по разным методикам, методикой проектирования запуска различных форм взаимодействия учащихся (пары, группы, пары сменного состава). Владение механизмом составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся. Концептуальные и программные представления о собственной деятельности, вариантах запуска, контроле и учете на учебных занятиях.





Организационно-управленческий компонент

Проектирование различных вариантов расписания и маршрутов освоения учебного материала в группах, проектирование собственной деятельности на предстоящий период.





Исследовательско-рефлексивный компонент

Компетентный педагог должен уметь организовать рефлексию собственной деятельности, владеть способами организации рефлексии других (индивидуальных и групповых субъектов), анализировать свою деятельность, выделять проблемы и трудности, оформлять противоречия.





Проведение эмпирических исследований

Педагог должен уметь создать проект исследовательской деятельности,выделять объект и предмет исследования, строить гипотезу, работать с информацией (с каталогами, источниками). Оформление результатов и продуктов исследований.





Коммуникативный компонент

Педагог должен уметь организовать качественную коммуникацию.





Соответствие критериям профессиональных компетенций
педагога дополнительного образования
Мастерство



Эффективность



Индивидуальный почерк и транслирование уникального педагогического опыта другим





А также свой индивидуальный почерк я передаю через открытые уроки и мастер-классы
Я делюсь опытом с молодыми коллегами, оказываю им методическую помощь,
как, например, педагогам из Ачита Кетовой А. А.и Потемкиной Л.А. общаюсь с коллегами из КПК.

Но я не только передаю свою опыт, но и воспринимаю опыт коллег.

Ученическая стартовая конференция (педлицей)


Я участвую в экспертном совете ежегодной художественной выставки на приз главы городского округа Красноуфимск, и в областном экспертном совете по аттестации на первую квалификационную категорию.

Каталоги выставки
Экспертный совет по аттестации на первую квалификационную категорию.
Экспертный совет по аттестации на первую квалификационную категорию.
Я — член экспертного совета по аттестации на первую квалификационную категорию.
Передача опыта через публикации на педагогических интернет-ресурсах и учительских сборниках




Cоздание и использование в повседневной учебной деятельности личного сайта: http://iwasi.ru
Творчество