Министерство культуры Свердловской области
Красноуфимская детская школа искусств













Авторы-составители:

Мезенцева И.В.
Преподаватель МХК

Новоселова Ю.С.
Преподаватель музыкальной литературы






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа определяет курс знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть учащиеся подготовительного класса художественно-эстетического отделения ДШИ. Курс рассчитан на 70 часов.

Задача курса художественной культуры — приобщение детей к общечеловеческим и национальным художественным ценностям.

Занятия с детьми 6-7 - летнего возраста строятся на основе эмоционального освоения произведений художественной культуры, приобретения навыков выражения своего настроения, впечатлений от увиденного и услышанного в процессе беседы, в творческих работах. Именно этом возрасте необходимо развивать у детей способность активно смотреть и слушать. Педагог помогает ребенку разобраться в своих чувствах, поделиться впечатлениями с одноклассниками, услышать их мнение и увидеть то, чего раньше не увидел. То, что очевидно для взрослого, часто остается непонятным для ребенка 6-ти лет.

Приобщая детей к искусству, надо учитывать, что выделять специфику какого-то одного вида искусства для детей этого возраста еще рано, поэтому использование комплекса искусств на уроке вполне оправдано. Дети могут и должны работать не только с литературными текстами, но и с произведениями изобразительного искусства и музыки.

Уроки художественной культуры способствуют развитию речи и обогащению словаря.

Изложение материала следует сопровождать показом репродукций, видеофильмами, фотографиями изучаемых произведений.

Желательны также экскурсии в музей, к архитектурным памятникам.

В процессе изучения курса учащиеся делают записи (сначала с помощью педагога) и рисунки в альбоме, знакомятся с фамилиями деятелей культуры, специфическими терминами.

Интеграция лежит в основе курса. Синхронно изучаются различные виды искусства: литература, изо, музыка.

Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение дошкольников к художественному творчеству и формирование у них художественно-творческих способностей (разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, художественно-речевые, музыкальные).

На уроках необходимы паузы для созерцания, любования, восхищения, переживания, прочувствования искусства, особенно на первом этапе обучения.

На каждом занятии обязательно рассматривается два-три вида искусства (литература, изобразительное искусство, музыка), чтобы выявить единство в художественном отражении мира. Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов художественной деятельности:

в литературе средство выразительности - слово (образные определения, эпитеты сравнения, ритм, метафора);

в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения (жесты, мимика, голос, интонация, позы);

в изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм и т.п.);

в музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация.

Мы предполагаем, что развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию способностей и в другом виде деятельности, что определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность (эстетическое восприятие, образное мышление, внимание, память и т.д.).

Этот вариант программы может быть использован в системе дополнительного образования, где педагоги работают с разновозрастными коллективами.

Интеграция содержания эстетической художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует арзнанию предметов и явлений с разных сторон на основе воприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданного воображением ребенка в разных формах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально - игровой)

Данный курс может сыграть значительную роль в освоении ребенком того культурного пространства, в котором он живет. В процессе деятельности происходит интенсивное развитие детской личности, способной на более высоком уровне решать задачи не только в области эстетического развития, но и в других областях знаний.

В основу формирования общей эстетической культуры детей положены 4 основных вида деятельности:

освоение знаний о языке и выразительных средствах искусства.

формирование навыков восприятия производственного искусства;

освоение результатов восприятия и эстетическая оценка увиденного и услышанного;

художественно-творческая деятельность в области искусства;

Работа по анализу, совместному обсуждению произведений воспитывает у детей самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет словарный запас, учит рассказывать о своих чувствах.

Данный курс рассчитан на учеников возраста 6-8 лет.

Программа составлена таким образом, что в ней не всегда указаны произведения для просмотра и прослушивания. Учитель может выбрать их самостоятельно, учитывая уровень развития и интересы учащихся каждого конкретного класса.

Вместе с тем в программе есть указания на те произведения, которые мы считаем наиболее приемлемыми в работе над выразительными средствами и языком произведений искусств.

Программа рассчитана на 35 учебных часов в год. Занятие проводятся в специально оборудованном кабинете.

Основная задача учебного курса:

создавать у детей представление об еднистве художественной культуры через многообразие различных произведений.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся первого года обучения должны знать фамилии художников - пейзажистов (И. Шишкин, И. Левитан, В. Поленов), художников-сказочников (В. Васнецов, М. Врубель), художников-анималистов (Ю.Васнецов, Е.Рачев, Е.Чарушин) , названия некоторых работ (картин), узнавать музыкальные фрагменты из прослушанных на уроках произведений (П. Чайковский, А. Вивальди, К.Сен-Санс, Н. Римский-Корсаков)

В первый год обучения приобщать детей к творческому процессу (выполнение рисунков и сочинение стихов), формировать у детей умение наблюдать, творчески воображать и ярко изображать свои мысли.

Ученики знакомятся со средствами музыкальной выразительности, характером музыкальных произведений, учатся понимать термины - картина, репродукция, художественный музей и др.

К концу второго года обучения число художников, картины которых рассматриваются на уроках, достигает 20-25, идет дальнейшее приобщениек общечеловеческим ценностям и художественному творчеству, увеличивается число терминов, дети сочиняют уже не двустишия, а четверостишия.

В конце каждой темы проводятся итоговые уроки и праздники, на которых обощаются все знания, умения и навыки учеников.

В конце каждой темы проводятся итоговые уроки и праздники, на которых обощаются все знания, умения и навыки учеников. В зависимости от темы урока с одним и тем же произведением на протяжении всего процесса обучения дети могут встретиться не один раз. Они легко запоминают его, то есть у них накапливаются индивидуальные эстетические впечатления.

Коллективные посещения культурно - просветительных учреждений прививают детям необходимые навыки общения с искусством в конкретных условиях концертного зала, художественного музея, театра, выставочного зала.

Сопоставительный анализ произведений искусства активизирует мышление ребенка, способствует развитию логики, а также хужожественно-образной и осмысленной речи. Интегративность видов искусства заключается в единстве задач развития художественно эстетических чувств, суждений, вкусов и идеалов детей.



1-ый год обучения (6-7 лет)


I
ОСЕНЬ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ

8 часов
Здравствуй, школа!

Портрет Осени

Осень в картинах художников (2 часа)

Дождь стучит в окно (2 часа)

Послание Осени

Праздник Осени

II
СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА

7 часов
«Сказка о царе Салтане»

Знакомство с текстом

Слушание музыки Римского-Корсакова

Иллюстрации И. Билибина

«Золотой петушок»

Знакомство с текстом

Слушание музыки Римского-Корсакова

Иллюстрации Н. Гончаровой

Итоговый урок - выставка

III
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

10 часов
И. Шишкин

И. Левитан

К. Брюллов

И. Айвазовский

В. Васнецов

А. Саврасов

И. Крамской

А. Саврасов

И. Крамской

IV
ЗООПАРК

10 часов
Котенок

Щенок

Зайчик

Петушок

Лисичка

Подводный мир

Зоопарк

Всего 34 часа.




2-ой год обучения (7-8 лет)


I
ВСПОМНИМ ЛЕТО

4 часа
Какого цвета лето?

Солнышкин портрет

Натюрморт

Заключительный урок

II
ЧАРУШИН Е. И.

4 часа
Биография. Творчество.

Знакомство с текстами.

Анималист Чарушин

Итоговый урок

III
ЗИМА В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ

8 часов
Снежная королева

Снежинка - чудо природы.

Мороз Иванович

Зимние забавы

Северное сияние

Зимнее настроение

Рождество

Итоговый урок

IV
СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

6 часов
А.С. Пушкин

П. Ершов

Э. Успенский

С. Маршак

С. Аксаков

Итоговый урок

V
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

5 часов
В. Тропинин

В. Серов

В. Суриков

Натюрморт

Итоговый урок

VI
НАШ ГОРОД

7 часов
Мой дом

Моя семья

Мое окно

Площадь города

Парк

Река Уфа

Конкурс рисунков на асфальте

Всего 34 часа.






1 год обучения


Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок №1
Здравствуй, школа!
Н. Богданов-Бельский
«Устный счет»
Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее замысел, выделять основные средства выразительности (цвет, композиция): развивать эстетическое видение, умение различать оттенки настроений в живописи и поэзии. Картина Н.Богданова-Бельского «Здравствуй, школа» и тексты стихов об осени Беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение, пояснение До занятия провести экскурсию в парк для наблюдения за происходящими изменениями в природе.
Слушание песни «Осень» (стихи Н.Плещеева, муз. П. Чайковского) Учить детей вслушиваться в содержание песни, выделять выразительные средства, которыми композитор и поэт передают настроение осени, побуждать ребят высказывать личное эмоциональное отношение к изменениям, происходящим в природе. Ноты песни «Осень» Карандаши, альбом Вступительная беседа, уточнения, пояснения, выразительное исполнение Продолжать наблюдения за осенними изменениями, происходящими в природе.
Урок №2
Портрет осени Знакомство с картинкой, на которой нарисован портрет золотой осени. Закрепить изменения рассматривать картину, поощрять самостоятельность и творческую активность при описании картины Осенний букет. Доска, украшенная листьями. Беседа, слуховая и зрительная наглядность Предложить детям изобразить золотую осень на листке бумаги. Поговорить об оттенках, которые используются для изображения картины осени.
Слушание музыкальной пьесы П.Чайковского «Октябрь» из цикла Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации. Музыкальная запись произведения
«Времена года» Пальчиковая игра «Раз, два - острова» Предложить пальчиковые игры. Упражнения могут принести помощь в развитии координации тонких дифференцированных движений «Октябрь» из цикла «Времена года» С.А.Черноскрутова «О значении пальчиковых игр в развитии детей и педагогической практике»
Урок №3
Осень в картинах художников.
И.Левитан «Золотая осень»

Разучивание песни «Осень пришла», сл. и муз.В.Герчик
Закреплять умение рассматривать картину, чувствовать красоту осеннего пейзажа; воспитывать интерес к пейзажной живописи; предложить детям почитать стихи об осени Дать детям представление о том, что такое настроение, познакомить их с разнообразными средствами, с помощью которых люди передают свое настроение. Продолжаем знакомство с пальчиковыми играми. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». Бумага, краски, карандаши, вода. Ноты с произведением «Осень пришла» Беседа, слуховая и зрительная наглядность. Вопросы к детям. Беседа о ранее прослушиваемом произведении «Октябрь». Разучивание песни. Закрепление пальчиковых игр. Предложить детям нарисовать осенний листок в своем альбоме. Научить правильно подобрать цветную гамму красок для передачи образа осени.
Урок №4
Рассматривание картин А. Пластова и И.Левитана «Золотая осень»

Разучивание песни «Осень пришла», сл. и муз.В.Герчик
Путем сравнения показать детям, как художники по-разному передают осень; научить находить общее и различное в содержании и выразительных средствах произведений живописи, понимать чувства, передаваемые художником в картинах. Продолжение разучивания песни «Осень пришла». Предложить отгадывание загадок об осени. Закрепление пальчиковых игр. Репродукции картин. Карандаши, бумага. Ноты с произведением «Осень пришла» Беседа, вопросы к детям, указания и прояснения.


Показ, объяснения, вопросы к детям.
Предложить устроить небольшую выставку из картин, нарисованных на уроке детьми.
Урок №5
Дождь стучит в мое окно. Разучивание песни «Дождик» муз.В.Костенко сл.Т.Коломнец Сформировать у детей представление об осеннем дожде как характерном погодном явлении; способствовать развитию музыкальной памяти, совершенствовать умение сравнивать и обобщать (на примере музыкальных произведений). Пальчиковые игры (продолжение). Проведение игры-забавы «Лужа» Репродукция картины А.Пластова «Ожидание». Карандаши, альбом. Ноты с песней «Дождик». Игра- забава «Лужа» Е.Д.Макманцевой Беседы о дожде, вопросы, пояснения Изображение дождя в альбоме
Урок №6
Дождь в изображении художников. И.И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу» Слушание пьесы Н.Артоболевской «Дождик». Закрепление песни «Дождик». Закрепление умения рассматривать картину, обсуждать, какие краски использует художник, чтобы передать настроение. Различить характер музыки, умение сравнивать музыкальные произведения и их характер. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этике произведения. Репродукции картины И.И.Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Карандаши, альбом. Ноты с пьесой Н.Артоболевской. Песня «Дождик» муз.В.Костенко, сл.Т.Коломнец Беседы, вопросы,пояснения. Слуховая и зрительная наглядность Сочинение стихов о дожде. Сочинение мелодии к своим стихам.
Урок №7
Послание осени. Рисование осеннего листа. Разучивание песни «Листья золотые», муз. Т.Потапенко, сл. Н.Найденовой Обобщать представления детей о характерных признаках осенних месяцев; формирование у детей способности к репродуктивному воспроизведению. Предложить осенний лист на доске
Ноты с песней «Листья золотые». Карандаши, альбом
Беседа, слуховая и зрительная наглядность. Показ, объяснения.
Урок №8
Праздник осени Проведение детского праздника с играми, загадками об осени, театрализованным представлением Костюмы, призы. Проигрыватель. Музыка.






Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок №1
Знакомство со «Сказкой о царе Салтане» Закрепить знания детей о А.С.Пушкине как о великом русском поэте, учить слушать литературные произведения, стимулировать чувство радости, познакомить со «Сказкой о царе Салтане». Портрет А.С.Пушкина, текст сказки и иллюстрации к ней. Выразительное чтение, беседа, уточнения и пояснения малознакомых слов. Повторить стихи А.С.Пушкина, оформить книжный уголок, выставив книги его произведений, иллюстрации к ним.
Дальнейшее знакомство с пальчиковыми играми Познакомить детей с творчеством Римского-Корсакова. Рассказать о Н.Р.-Корсакове как о великом композиторе Х1Хв.. Перечислить несколько его музыкальных произведений. Портрет Римского- Корсакова Проигрыватель, грампластинки. Карандаши, альбом Слуховая и зрительная наглядность. Рисунок «Сказка» Послушать «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова
Урок №2
Анализ содержания «Сказка о царе Салтане» Учить детей анализировать сказку, давать характеристику героям, использовать образные выражения при создании словесного образа сказочного героя. Иллюстрации разных художников к произведению А.С.Пушкина Искусствоведческий рассказ, слуховая и зрительная наглядность, рисунок «Чудо» Провести игру- информацию по передаче образов сказочных героев, образы через движения
«Сказка о царе Салтане» в музыке Н.Римский-Корсаков Познакомить с историей написания оперы, учить слушать музыку и вызывать интерес к ней, познакомить с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане» Пальчиковые игры. «3 чуда» в музыке Римского-Корсакова Портрет композитора, аудиозаписи фрагментов музыки из оперы. Карандаши, альбом
Урок №3
Знакомство с иллюстрациями И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» Учить рассматривать иллюстрации и обратить внимание детей на создание сказочных образов художником, показать синтез художественного слова, музыки и живописи. Иллюстрации художника. Карандаши, альбом Рассказ о музыкально- выразительных средствах, вариативность эмоционального исполнения.
Музыкальные характеристики образов в опере «Сказка о царе Салтане» Дать детям представление о музыкально- выразительных средствах при создании образа, понизить взаимосвязь художественного слова и музыки. Рисунок «Шмель» Сравнение, слуховая и зрительная наглядность, аналитические вопросы
Урок №4
Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Золотой петушок» Закрепить знания детей о А.С.Пушкине как о великом русском поэте. Иллюстрации родных художников к произведению А.С.Пушкина «Золотой петушок» Беседа, проблемные вопросы, слуховая и зрительная наглядность Слушать фрагменты из данной оперы в повседневной жизни.
Закрепить знания о Н.Р.-Корсакове как о великом русском композиторе XIX века. Приступить к изучению сказки «Золотой петушок» Аудиозаписи, фрагменты оперы «Золотой петушок». Карандаши, альбом. Рисунок «Шамаханская царица»
Урок №5
Анализ содержания сказки «Золотой петушок» Провести анализ содержания сказки, дать характеристику главным героям произведения Иллюстрации разных художников к произведению Беседа, вопросы Учить ребят создавать художественные образы, используя разные выразительные средства
«Золотой петушок» в музыке Н.Римского-Корсакова Познакомить детей с историей создания оперы, слушание музыкального материала. Беседа о музыкальной характеристике героев сказки Аудиозапись фрагментов музыки из оперы «Золотой петушок» Карандаши, альбом Слуховая и зрительная наглядность. Рисунок «Звездочет»
Урок №6
Знакомство с иллюстрациями Н.Гончаровой, И.Билибина к сказке «Золотой петушок» Знакомство детей с декорациями Н.Гончаровой и иллюстрациями И.Билибина, обратить внимание на создание сказочных образов художниками. Закрепление представления о музыкально-выразительных средствах при создании образа. Синтез музыки, живописи, литературы Иллюстрации художников. Карандаши, альбом. Аудиозапись фрагментов музыки из оперы «Золотой петушок» Закрепление материала по сказке «Золотой петушок» Подготовка детских рисунков к завершающему занятию по творчеству А.С.Пушкина
Урок №7
Завершающий урок по творчеству А.С.Пушкина и Н. Римского-Корсакова Провести завершающий урок по творчеству А.С.Пушкина. Сравнение 2-х опер: Н.Р.-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Слушание музыкального материала из 2-х опер. Иллюстрации художников 2-х сказок. Аудиозаписи фрагментов музыки 2-х опер. Сравнение музыкальных характеристик главных героев. По результатам занятий организовать выставку детских работ по 2-м сказкам.






Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
III ЧЕТВЕРТЬ
Урок №1
Cказка о лесном художнике И. Шишкине Познакомить с биографией русского писателя, вызвать интерес к его творчеству. Знакомство с картиной И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по репродукции. Репродукция картины И.Шишикина «Утро в сосновом лесу» Выразительное чтение, беседа. Оформить картинную галерею с работами И.Шишкина
Рассказ об Э.Григе из знакомство с его известным произведением «Утро». Знакомство с развивающими играми. Аудиозаписи музыкального произведения «Утро», Григ. Карандаши, альбом Слуховая и зрительная наглядность. Рисунок «Лес»
Урок №2
Сказка о грустном художнике И. Левитане Знакомство с биографией писателя и его картиной «Март» Репродукции картины И.Левитана «Март» и другие его картины Чтение сказки о грустном художнике Сравнение репродукций картин И.Шишкина и И.Левитана
П. Чайковский, «Март» Интеграция с музыкой Новая встреча с П.И.Чайковским и его произведениями из цикла «Времена года» «Март». Разговор о настроении, характере, музыкальных особенностях произведения. А.Артоболевская «Адажио». Развивающие игры (продолжение) Ноты с А.Артоболевской «Адажио». П.И.Чайковский. Аудиозапись с произведением «Март» из цикла «Времена года». Карандаши, альбом Слуховая и зрительная наглядность. Рисунок «Март»
Урок №3
Сказка о художнике и весенних птицах А.Саврасов Прочитать сказку о художнике и весенних птицах. Рассказ о создании самых известных картин А.Саврасова Репродукции к картинам А.Саврасова Слуховая и зрительная наглядность, беседа, вопросы
П.И.Чайковский «Времена года» «Март» Продолжение слушания музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Март» Развивающие игры Сафаровой. Поговорить о характере и музыкальных особенностях произведений «Март» Аудиозапись с произведением П.И.Чайковского «Март» Карандаши, альбом Рисунок «Грачи»
Урок №4
Сказка об упрямом художнике. И.Крамской Знакомство с творчеством И.Крамского. Человек — главный герой картин И.Крамского. Интеграция музыки и живописи. Репродукции к картинам И.Крамского Беседа, вопросы, пояснения, уточнения, знакомство с новой терминологией
Лирика М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» Рассказ о создании романса,Я помню чудное мгновенье» Глинка-Пушкин. Знакомство с творчеством М.Глинки. Развивающие игры. Знакомство с жанром романса Музыкальная запись романса М.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Карандаши, альбом Рисунок «Неизвестная»
Урок №5
Сказка о веселом художнике Кустодиеве. Быт и радость в картинах Кустодиева. Создание картины «Масленица» и «Купчиха за чаем». Развивать у детей умение рассматривать картины, обсуждать какие краски использует художник для передачи настроения. Репродукция картин Кустодиева «Масленица» и «Купчиха за чаем» Слуховая и зрительная наглядность. В конце урока устроить небольшую выставку из рисунков учащихся
П.И.Чайковский «Времена года» «Февраль. Масленница» Продолжение слушания музыки П.И.Чайковского: сравнение характера произведений «Февраль» и «Март». Развивающие игры. Музыкальная запись произведения «Февраль» П.И.Чайковского. Карандаши, альбом Рисунок «Масленица»
Урок №6
Сказка о знаменитом художнике К.Брюллове Прочтение сказки о знаменитом художнике К.Брюллове. История создания картины «Последний день Помпеи». Репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» Проблемные вопросы,пояснение Предложить изобразить детям вулкан.
Музыка Карла Орфа «Кармина Бурана» - сценическая кантата Знакомство с музыкой Р. Орфа «Кармина Бурана». Интеграция живописи и музыки. Передача музыкой общего настроения картины. Развивающие игры. Диск с музыкальным материалом Карандаши, альбом
Урок №7
Сказка о волне и художнике. И.Айвазовский «Девятый вал» И.Айвазовский - художник-маринист. Введение понятия - маринист. Рассказ о творчестве И.Айвазовского. Показ других картин художника и их сравнение. Репродукции к картинам И. Айвазовского Беседа, вопросы, пояснения Сравнение работ учеников. Море - спокойное, Море - бушующее.
Фредерик Шопен «Этюд» Прослушивание «Этюда» Ф.Шопена. Беседа о характере произведения. Интеграция с живописью. Дальнейшее знакомство с пальчиковыми и развивающими играми. Музыкальная запись «Этюда» Шопена. Карандаши, альбом Рисунок «Волна»
Урок №8
Сказка о сказочнике Васнецов и его картина «Богатыри» Знакомство с творчеством Васнецова. Создание известных картин «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Богатыри», «Аленушка». Подробное обсуждение картин, созданных к русским сказкам. Репродукции к картинам Васнецова Обсуждение, вопросы, сравнение картин, наглядность. Герои любимых сказок Беседа с детьми о творчестве Васнецова.
М.П.Мусоргский и его «Картинки с выставки» Пьесы: «Богатырские ворота» и «Баба-Яга» Слушание музыки известного русского композитора М.П.Мусоргского. Знакомство с его произведениями «Богатырские ворота» и «Баба-Яга». Рассказ о цикле «Картинки с выставки». Интеграция музыки и живописи. Развивающие игры. Изобразительность в музыке. Музыкальные запи- си «Картинок с выставки» М.П.Мусоргского. Карандаши, альбом Обсуждение, вопросы, сравнение картин, наглядность. Герои любимых сказок Рисунок «Богатырские ворота»
Урок №9
Сказка о художнике и волшебном альбоме. В. Перов «Охотники на привале» Прочитать сказку о художнике и волшебном альбоме. Знакомство с известными картинами художника. Репродукции к картинам В.Перова Слуховая и зрительная наглядность Подготовка к заключительному уроку.
Детская песенка «Солнечная капель» муз.С.Соснина Разучивание с детьми детской песенки «Солнечная капель». Беседа о весне. Развивающие и пальчиковые игры. Ноты с песней «Солнечная капель» муз.Соснина Карандаши, альбом
Урок №10
Заключительный урок по творчеству русских художников Заключительный урок по творчеству музыкантов и слушание их произведений Организация заключительного урока по творчеству пройденных в течение четверти художников. Основное понятие, новая терминология как литературная, так и музыкальная. Прослушивание и угадывание знакомых мелодий. Показ репродукций к картинам художников, изучаемых в течение четверти Музыкальные записи произведений и их угадывание Беседа, вопросы Выставка детских работ, сделанных в течение четверти





Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
Iv ЧЕТВЕРТЬ. Тема «Зоопарк»
Урок №1
Мой котенок Учить слушать сказки, отвечать на вопросы, создавать словесный образ сказочного героя. Показать синтез музыки, изобразительного искусства, слова. Выразить в рисунке свое отношение к котенку Сказка Сутеева «Кто сказал «Мяу». Просмотр д/ф. Разучивание песни о кошке. Рассказы о своих кошках. Рисунок с изображением котенка. Книжный уголок, диапроектор.
Урок №2
Щенок Вызвать интерес к творчеству Чарушина, учить вслушиваться в текст произведений, рассматривать иллюстрации и выделять выразительные средства. Обратить внимание на красоту формы тела. Выполнить рисунок. Рассказы Е.Чарушина. Рассматривание рисунков Чарушина. Песня о щенке. Двустишия о собаке. Рисунок щенка. Сочинить две строчки о собачке
Урок №3
Зайчик Почитать стихи Михалкова и Маршака о животных, рассмотреть иллюстрации, разыграть сказку (импровизация). Выполнить рисунок зайчика. Стихи Маршака, Михалкова, Иллюстрации Ю. Васнецова. Игра-драматизация по сказке о зайчике Принести маски животных
Урок №4
Петушок Формировать у детей бережное отношение к животным. Разговор по содержанию мультфильма. Введение элементов театрализации на уроке. Рисунок петушка. (Аппликация) Народные сказки о петушке. Мультфильм. Песня о петушке. Мини-представление (театрализация) Видео-двойка
Урок №5
Лисичка Формировать у детей представление о богатстве животного мира. Поговорить о различных его частях, учить сравнивать, объединять в группы. Выполнить рисунок. Рассматриваное иллюстраций к сказкам. Игрушки - зверушки Сочинение сказки о лисичке Уголок игрушек
Урок №6
Подводный мир Развитие связной речи. Учить дошкольников передавать в рисунке форму хвоста, плавников рыб, в аппликации вырезать водоросли, подводные камни. Формировать коллектив. Фрагмент оперы «Садко» Н. Римского- Корсакова. Один большой лист тонированной бумаги. Сказки о рыбах. Коллективная работа. Обогащение словаря.
Урок №7
Зоопарк (обобщающий урок) Стимулировать интерес детей к животным, развивать эстетические восприятия у детей, формировать умение рисовать и работать в группе. Составить из рисунков предыдущих уроков в теме ряд «клеток» зоопарка. Раскладушки для рисунков. Экскурсия по зоопарку. Подготовить стихи, записи.





2 год обучения


Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок №1
Лето. Какого цвета лето. Разговор о лете, загадки о лете. Развивать у детей образную память, показать, как зависит настроение человека от его восприятия красоты окружающей природы. Иллюстрация о лете, оформить букеты из цветов.
Исполнение песни о лете Разучивание песни о лете «Доброе лето» муз. В. Иванникова, сл. Адиенко. Пальчиковые игры, прослушивание пьесы Е. Тиличевой «Бабочки». Дети могут потанцевать под звучание пьесы «Бабочки» Создание в классе веселого радостного настроения. Ноты с песней Вступительная беседа, уточнения, пояснения, выразительное исполнение Продолжать наблюдения за осенними изменениями, происходящими в природе.
Урок №2
Солнышкин портрет Знакомство с картинкой, на которой нарисован портрет золотой осени. Закрепить изменения рассматривать картину, поощрять самостоятельность и творческую активность при описании картины Осенний букет Доска, украшенная листьями Беседа, слуховая и зрительная наглядность Предложить детям изобразить золотую осень на листке бумаги. Поговорить об оттенках, которые используются для изображения картины осени.
Разучивание песни о солнышке. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации. Музыкальная запись произведения
Урок №3
Летний натюрморт Е. Романова «Окно» Беседа о лете, подробное рассматривание и обсуждение картины Е. Романовой «Окно», Машков «Земляника» Картина Е. Романовой, карандаши, альбом. Беседа, обсуждения, пояснения. Домашнее задание к заключительному уроку. Составить рассказ на тему «Летнее приключение»
Исполнение песни «На даче», муз. В. Витлина, сл. Н. Пасовой. Закрепить положительные эмоции при восприятии музыкальных и поэтических произведений о лете. Разучивание песни «На даче». Продолжение знакомств с развивающими играми. Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Июнь»
Урок №4
Заключительный урок по теме «Лето»
Повторение наиболее понравившейся песни
Заключительная беседа о лете. Дети рассказывают истории на тему «Летнее приключение» Все иллюстрации по теме «Лето». Украшение класса летними букетами. Выставка рисунков о лете
Урок №5
Евгений Иванович Чарушин - писатель и художник Познакомить с биографией русского писателя, историей написания рассказов о животных, вызвать интерес к его вторчеству и художественным произведениям для детей. Портрет Е. И. Чарушина. Книжный уголок детских книг писателя и его книжной графики. Беседа, зрительная наглядность, вопросы по содержанию произведений и творчеству, уточнения и пояснения. До занятия познакомить с некоторыми рассказами Е. Чарушина
К. Сен-Санс - композитор, создатель «зоологической фантазии» «Карнавал животных». Знакомство с творчеством Сен-Санса и его «Карнавалом животных». Знакомство с одним произведениемкомпозитора «Слон». Разучивание песни «Почему медведь зимой спит» муз. Л. Книппера. Ноты с песней Л. Книппера. «Почему медведь зимой спит», запись с музыкой Сен-Санса. Беседа, иллюстрации животных «Слон» и «Лебедь»
Урок №6
Чтение произведений Е. И.Чарушина. Учить детей вслушиваться в текст произведения, чувствовать красоту и юмор слова при описании жизни животных, испытывать чувство радости от этого, отвечать на вопросы по содержанию прочитанной книги. Иллюстрации Е. И.Чарушина к своим произведениям. Карандаши, альбом. Беседа, иллюстрации, вопросы, уточнения, примеры образных выражений писателя Побуждать ребят использовать образные выражения на занятиях и в повседневной жизни
К. Сен-Санс. Слушание музыкального произведения «Лебедь» Закреплять в памяти детей названия музыкальных произведений, вырабатывать умение высказывать свое отношение к понравившемуся произведению, развивать образные представления. Развивающие игры. Повторить песню предыдущего урока «Почему медведь зимой спит» Ноты с песней, запись с музыкой Сен-Санса.
Урок №7
Е. Чарушин — художник, изображающий животных - анималист Дать детям представление о художнике - анималисте, учить рассматривать иллюстрации и выделять выразительные средства. Иллюстрации Е.Чарушина к своим произведениям. Беседа о целостности в передаче образа, форма тела, движения, фактура меха. Пояснение.
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» Знакомство с творчеством Прокофьева. Создание симфонической сказки «Петя и волк». Радостное настроение от встречи с музыкой, развитие музыкально - слуховых представлений. Развивающие игры. Запись симфонической сказки «Петя и волк»
Урок №8
Заключительный урок по творчеству Чарушина. Учить дошкольников передавать в рисунках впечатления от прочитанных произведений. Создавать образы разных животных, пеердавая характерные особенности их тела. Выставка рисунков детей по творчеству Чарушина.
Образы животных в творчестве композиторов. М. П. Мусорский «Бал невылупившихся птенцов» Учить детей вслушиваться в музыкальное произведение и слышать выразительные средства, используемые при передаче музыкальных образов животных. Развивающие игры. Аудиозапись с музыкой М. П. Мусорского «Бал невылупившихся птенцов» Слуховая наглядность, выразительно эмоциональное исполнение, беседа, пояснения.






Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок №1
Снежная королева Вспомнить содержание сказки. Прочитать фрагменты. Учить детей вслушиваться в текст, давать характеристики героев, создавать словесный портрет сказочного героя. Учить рассматривать иллюстрации, обратить внимание на создание сказочных образов художником. Создать художественный образ. Сказка Андерсена «Снежная королева» Выразительное чтение. Беседа. Зрительная наглядность. Практическая работа детей. Выставка иллюстрированных сказок Андерсена.
Урок №2
Снежинка — чудо природы Учить детей обобщать увиденное в жизни. Ввести понятие «орнамент». Обсудить, как будет выглядеть работа на темном фоне. Приучать аккуратно выполнять работу. Практическая работа. «К нам пришла зима!» - песня, муз. В. Гречик, сл. В. Маякова. Песня «Снежинки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой. Стихи о зиме. Тонированная бумага. Образные выражения, сравнения. Показ, словесные объяснения, указания и пояснения. Игра — импровизация «Танец снежинок»
Урок №3
Мороз Иванович — мужской сказочный образ. Вспомнить сказку Одоевского «Мороз Иванович». Учить анализировать сказку, использовать образные выражения при создании образа сказочного героя. Дать представление о музыкально — выразительных средствах. Фрагмент музыкального произведения Ф. Шумана «Дед Мороз». Иллюстрации в книжках. Слуховая и зрительная наглядность, Беседа, вопросы детям, указания. Накапливать музыкальные впечатления.
Урок №4
Зимние забавы Знакомство детей с фольклором малых форм (пословицы, поговорки, сказки по теме). Развивать речь, обогащать словарный запас. Знакомство с книжной иллюстрацией по теме. Предложить создать рисунок по теме. П. И. Чайковский «Времена года. У комелька» (январь). Песня «Ледяная гора», сл. Е. Тружневой, муз. В. Рамм Вопросы, уточнения. Примеры — образцы. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Урок №5
Северное сияние Учить детей видеть красоту окружающего мира, развивать эстетическое восприятие, образные представления, образное мышление, воображение. Закреплять умение выбирать самостоятельно выразительные средства. Дебюсси «Ноктюрн» Беседа о целостности в передаче образа Предложить детям изобразить такое уникальное явление природы
Урок №6
Зимнее настроение Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразиетльные интонации, словесно нарисовать картину веселого зимнего дня, грустного дня. Учить подбирать цветную гамму красок для передачи образа зимы. Вивальди Цикл «Времена года» Практические работы, рассказ, уточнения, объяснения. На прогулке наблюдать явления природы, характерные для зимы.
Урок №7
Рождество Последний урок предлагается посвятить Рождеству Христову. Рассказать историю праздника. Дети должны нарисовать рождественский сюжет. Репродукции картин, бумага, краски, вода. Искусствоведческий рассказ, слуховая и зрительная наглядность. В свободное от занятий время закрепить материал






Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
III ЧЕТВЕРТЬ «Сказки русских писателей»
Урок №1
А. С. Пушкин «Cказка о золотой рыбке» Беседовать с детьми о персонажах сказки, их характере, поступках. Просмотр слайдов, иллюстраций. Выполнение своего варианта иллюстрации. Книги со стихами А. С. Пушкина. Портрет Пушкина. Выразительное чтение, уточнение и пояснение незнакомых слов Провести игру-импровизацию по передаче образов сказочных героев.
Урок №2
П. П. Ершов «Конек-горбунок» Учить анализировать сказку, характеризировать геров. Слушать оперу «Конек - горбунок» Фрагменты музыки из оперы. Рассказ о музыкальных выразительных средствах, аналитические вопросы. Слушать фрагменты оперы дома
Урок №3
Э. Успенский «Трое из Простоквашино» Учить рассматривать иллюстрации, обратить внимание детей на создание сказочных обрахов художником. Создание собственной иллюстрации. Книги Э. Успенского. Мультфильм. Практическая работа детей, указания, пояснения. По результатам занятий организовать выставку детских работ.
Урок №4
С.Я. Маршак «12 месяцев» Чтение сказки, беседы о сказке, событиях, выделение наиболее впечатляющих эпизодов. Развитие фантазии. Цикл П.И. Чайковского «Времена года» Работа по развитию художественно — творческих способностей Работу можно осуществить в разных возрастных группах.
Урок №5
С. Аксаков «Аленький цветочек» Развивать образное восприятие словесного описания. Обогащать и развивать речь детей. Учить детей видеть, понимать и передаватьв разных видах изобразительной деятельности характерные особенности архитектуры. Эскиз дворца. Чтения (классные и внеклассные) с иллюстрациями. Учить детей составлять краткие описания по прочитанному. Беседа Развивать речь, обогащать словарный запас, формировать чувство языка.
Урок №6
Обобщающий урок
«Картинная галерея»
Урок №7
В. Тропинин
Урок №8
В. Серов
Урок №9
В. Суриков
Урок №10
Натюрморт
Урок №11
Итоговый урок






Название тем занятий Программа содержанияМатериалыМетоды и приемыСоветы
Iv ЧЕТВЕРТЬ «Мой город»
Урок №1
Мой дом Чтение книги Житкова «что я видел», и стихи А. Барто «Дом переехал». Предложить нарисовать (вырезать и наклеить) дом, в котором дети живут или хотели бы жить. Репродукция с изображением городского и сельского пейзажа. Наблюдение, словесный рассказ. Рассмотреть свой дом
Урок №2
Моя семья Рассказать о своей семье: кто глава семьи, чем занимаются родители, кто что любит делать, какие есть семейные праздники. Выполнить групповой портрет. Репродукции портретов Рассматривание, описание словесное Составить рассказ о своей семье
Урок №3
Мое окно Вызвать у учеников положительный эмоциональный отклик на сообщение о городе, желание побольше узнать о нем. Запечатлеть по памяти то, что видят из окна ежедневно. Репродукции с картин Кончаловского «Окно поэта», Е. Романовой «Окно», эссе Н. Кончаловской «Окно поэта» Смотреть, слушать, усваивать, понимать, изображать Внимательно рассмотреть вид из окна.
Урок №4
Главная площадь Знакомство детей с городом, в котором они живут, его названием. Дать знания о главной площади. Рассказать о почетных гражданах города. Нарисовать «лицо» города. Песни о городах. Городские пейзажи Беседа, вопросы, рассказ. Совершить прогулку с родителями по главной площади.
Урок №5
Городской парк Познакомить детей с историей парка, собрать воедино их знания об аттракционах, на которых они бывали, об аллеях и фонтане. Передать свои впечатления в рисунке. Изображения деревьев (схема) Рассказ, уточнение, объяснение Сходить в городской парк
Урок №6
Красавица Уфа Сообщение о реке, о том, какая она была раньше, какая теперь, о красоте ее берегов, о том, как связана жизнь горожан с рекой (рыбалка, купание) Пейзажи с рекой. Песни о реках. Словесные и практические. Сосредоточить детей на выразительности выполнения работ. Сходить к реке Уфе или пройтись по мосту через нее.
Урок №7
Конкурс рисунков на асфальте Посвящен Дню города. Фонограммы детских веселых песен. Атмосфера праздника Подготовить площадку, расчертить на квадраты. Призовой фонд (подарок каждому) Мел каждому. Практическое рисование Торжественное подведение итогов. Игры, аттракционы.


ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1. Н. Богданов-Бельский «Устный счет»

2. И. Левитан «Золотая осень»

3. И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу»

4. И. Билибин. Иллюстрации к сказкам.

5. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

6. И. Левитан «Март»

7. К. Брюллов «Последний день Помпеи»

8. И. Айвазовский «Девятый вал»

9. В. Васнецов «Богатыри»

10. А. Саврасов «Грачи прилетели»

11. И. Крамской «Неизвестная»

12. Б. Кустодиев «Масленница»

13. В. Перов «Охотники на привале

14. Ю. Васнецов. Иллюстрации

15. В. Серов «Девочка с персиками»

16. В. Суриков «Боярыня Морозова»

17. В. Тропинин. Портреты

18. А. Венецианов «Захарка»

19. Н. Рерих «Заморские гости»

20. А. Коровин. Натюрморт.



ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1. П. И. Чайковский. Цикл «Времена года»

2. Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане»

3. Н. Римский - Корсаков. Опера «Золотой петушок»

4. М. Мусоргский. «Картинки с выставки»

5. М. Глинка «Романсы»

6. К. Сен-Санс «Карнавал животных»

7. С. Прокофьев. Симфоноическая сказка «Петя и волк»

8. Детские песни о животных, о временах года

1. В. Гречин, сл. В. Малкова «К нам пришла зима»

2. В. Рамм, сл. Е. Тружневой «Ледяная гора»

3. Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит»

4. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой «Листья золотые»

5. В. Павленко, сл. Э. Богдановой «Капельки»

6. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой «Солнечная капель»

7. В. Иванникова, сл. Е. Авдиенко «Доброе лето»

8. Я. Френкель, сл. Т. Коновал «Здравствуй, лето!»



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Проецирующая аппаратура

2. Экран

3. Видеофильмы (мультфильмы, учебные фильмы по искусству)

4. Видеоматериалы

5. Слайды

6. Диафильмы

7. Набор репродукций согласно изучаемым темам

8. Рамки для рисунков (раздаточный материал)

9. Альбомы для рисунков

10. Цветные карандаши

11. Аудиозаписи классических произведений

12. Тексты сказок А. С. Пушкина

13. Набор книг «Сказки о художниках»

14. Набор детских книг, иллюстрированных Чарушиным Е. И.

15. Книги Сутеева, Маршака, Успенского

16. Портреты композиторов, писателей, художников.

17. CD-диски по изучаемым темам

18. DVD-плеер

19. Фортепиано

20. Нотные сборники